Андреева Марина Александровна,
Воспитатель,
ГБОУ ООШ №9, с/п д/с «Родничок»
«Фантазия» программа по дополнительному образованию
детей старшего дошкольного возраста
Актуальность программы
кружка «Фантазия» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются
и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной
мере свойственны всем детям.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей - поводил кисточкой по
листу бумаги - уже рисунок;
выразительно - можно передать свои восторги,
желания, мечты, предчувствия, страхи;
познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять,
уточнить, показать свои знания;
продуктивно - рисуешь и обязательно, что-то
получается.
К тому же
изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок
знает вариантов получения изображения нетрадиционной техникой рисования, тем
больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько,
насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной
основой данной программы является развитие художественно-творческих
способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных
качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Данная программа
способствует развитию у детей творческих способностей таких, что художественное
творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в
технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы
«Фантазия».
Постановка проблемы: Заняться проблемой детского творчества нас подтолкнули
наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми,
мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в
рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные
приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и
творчества. Формирование творческой личности – одна из
важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее
начинается уже в дошкольном возрасте.
Как правило, занятия в детских
дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных
материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но,
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения,
этого недостаточно для развития творческих способностей. Почему и возникает
необходимость в использовании нетрадиционных способов изображения.
Ожидаемые результаты:
Практика использования продукта
доказала его эффективность в том, что по данной программе дети научатся: владеть
навыками нетрадиционной техники рисования и применять их. Выражать свое отношение к окружающему миру
через рисунок. Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности. Проявлять
интерес к изобразительной деятельности друг друга. Осваивать правила
безопасности во время работы. Самостоятельно использовать нетрадиционные
материалы и инструменты.
Направления
работы: позволяют
развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать
многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия
окружающего мира; формируют
эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному
развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Вывод:
использование
нетрадиционных способов рисования действительно стимулирует
художественно-творческое развитие детей;
художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от
печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное,
приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние
каждого ребенка;
принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство педагога может дать
возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творчества;
использование
нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к
письму;
занятия рисования, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускает демонстрации
образцов и приемов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и
уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым.
Использование
нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие
детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков
детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние
каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие
творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и
непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая
фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же
решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия,
воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии
способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации
движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети
получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего
у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот
объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях.
Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного
развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать
себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться
миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый
толчок к творчеству.
Итак, использование дошкольниками нетрадиционных методов рисования, их видами, освоение ими комплекса изобразительно - выразительных средств для создания художественного образа в рисунке является фундаментом для эстетического развития детей, их изобразительного творчества. Приобретенный опыт может быть использован ими в начальной школе. Нетрадиционная техника рисования раскрывает возможности развития у детей через игровую деятельность мышления, фантазии, воображения, развитию моторики, готовит руку к письму.
Комментариев нет:
Отправить комментарий