среда, 31 августа 2016 г.

Педагогический проект «Мир рукотворных предметов»

Королева Галина Рафаиловна
Воспитатель
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Подъем- Михайловка, 
с/п д/с «Буратино»

Педагогический проект «Мир рукотворных предметов»

Актуальность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами. На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки имеют в жизни ребёнка особое значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности. Предметы окружают ребёнка с момента рождения и сопровождают его всю жизнь. Приходя в этот мир, дети не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Через предметы дети узнают о том, что мир обладает разными свойствами и качествами, овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему познавать мир, в котором он живёт. Для  дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный  опыт человечества. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие  ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Однако  следует помнить, что не каждый предмет становится  средством познания социального мира, даже если находится  в поле  зрения детей. Открыть мир вещей помогает взрослый. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом.  Лишь в этом случае предмет станет средством познания мира.
        Таким  образом, предметный мир таит в себе богатейшие возможности для социализации личности ребенка, но реализованы, они могут быть, лишь при внимательном, грамотном  отношении педагога к этому процессу.        Важно, чтобы не «потерялась» главная задача – знакомить детей не с предметом, как таковым, а с деятельностью человека по удовлетворению потребности в предмете,  с его преобразующей деятельностью.

Проблема. Наблюдая за детьми своей группы в разных видах деятельности, отметила, что дети, далеко не сразу понимают, что некоторые предметы могут оказаться  опасными для их жизни (нож, игла, щипцы и др.). Также, они не сразу осознают назначение предметов, часто неправильно называют многие предметы одежды и обуви, мебели, посуды, хотя многие предметы непосредственно окружают их дома и в детском саду. Небрежно обращаются с предметами окружающей действительности: дети не берегут игрушки, одежду, у них неосторожное обращение с посудой. Им слабо удаётся группировать и классифицировать предметы по общим признакам.  Дети испытывают затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляют интереса к их истории. Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила работа всего дошкольного учреждения  в целом и моя личная заинтересованность.  Осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною был разработан педагогический проект по теме «Мир рукотворных предметов», с целью развития представлений о предметном мире детей дошкольного возраста. Важной и интересной частью этой работы по данной теме, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим.  На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей, расширить представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, а именно: помочь ребёнку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности; углубить знания детей о предметах рукотворного мира; создать условия для развития познавательной активности и любознательности детей; воспитывать ценностное отношение к предметному миру; объединить  взаимоотношения родителей, детей, воспитателей через совместно-творческие мероприятия.
Результаты. В ходе проведения в нашем детском саду проекта «Мир рукотворных предметов», дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о предметах рукотворного мира: о технике, об игрушках, о посуде, об одежде, и об истории их появления. По мере познания предметного  мира ребенок овладел умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять материалы, из которых они изготовлены, выделять полезные и интересные: освоили способы действия с ними, умение ориентироваться  в мире предметов. В ходе реализации нашего проекта дети стали  хорошо ориентироваться в предметном мире, демонстрировать  устойчивое стремление к его познанию, проявлять познавательную активность.  У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Продуктом нашей проектной деятельности стала выставка поделок из различных материалов «Игрушка – самоделка», приготовленная нашими воспитанниками совместно с родителями.  Наши родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьёй позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что наш проект «Мир рукотворных предметов» имел позитивные результаты воздействия на воспитанников, и доказал его эффективность.
 Вывод. Познавательные способности являются необходимым условием познавательной деятельности и  выступают  залогом успешного обучения детей в школе. Очень важно своевременно стимулировать их развитие во всех видах деятельности детей. Как показывает практика развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста идет успешнее, если ребенок приобщается к предметному миру, знакомиться с историей создания вещей. Для формирования представлений о предметном мире у дошкольников мы выявили условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов:
1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, регулятивной, общения);
2) расширение и углубление знаний каждого ребенка;
3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности.
4) включение детей в активный поиск знаний.
Таким образом, мы постарались создать в своем дошкольном учреждении такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий