Полушина Наталья Павловна,
ГБОУ СОШ «ОЦ»,
п.г.т.
Рощинский
«Виды работ со
словарными словами»
Актуальность.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает
всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается,
несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные
методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение
словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно
заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Постановка
проблемы. Словарные занятия на уроках русского языка в
начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по
развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка
является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии,
орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи
вообще.
Известно, что в русском
языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у
школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Делая
вывод из своей работы, хочется отметить, что при обучении детей правописанию
ставится задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных
слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Результат.
Следовательно, как показала моя практика, нужны новые педагогические
технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и
создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не
эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами
курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
В начальном курсе грамматики, правописании и
развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в
процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в
специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети
получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких
слов, как воробей, ворона, сорока и др.
Результат.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от
словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой,
изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно
способствовать активизации словаря младших школьников.
Словарные занятия на
уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев
разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом
литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного
языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и,
наконец, связной речи вообще. Так, проанализировав свою работу за год, мне
хочется отметить, что использование данного продукта доказало его
эффективность. В конце учебного года при написании итогового диктанта
коэффициент грамотности вырос, а для учителя, это самый лучший показатель.
Вывод.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и
систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и
насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное
и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых
в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды
словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться
обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по
русскому языку.
С моей точки зрения, я вижу важной и
перспективной задачу повышения речевой
культуры школьников, где видное место должны занимать упражнения, направленные
на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения
выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые
наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным
и выразительным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий