Мысьянова Анна Геннадьевна
Воспитатель
ГБОУ СОШ с. Воскресенка, с/п д/с «Рябинка
Рабочая программа по театрализованной деятельности
«Лукоморье»
В
настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать
все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития духовно –
эмоциональной сферы ребёнка. Современная педагогическая наука располагает
разнообразными способами образовательного воздействия на ребёнка. По мнению
современных учёных, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию
внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в
наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание
ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников
средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития
их творческих способностей.
Театр
– это игра, волшебство, сказка! С древних времён различные формы театрального
действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и
опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только
средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания
подрастающего поколения.
Благодаря
усилиям учёных, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной
деятельности получила научное обосновании методическую проработку. Учёные
единодушны во мнении, что театр, является одной из самых ярких, красочных и
доступных восприятию сфер искусства, он доставляет детям радость, развивает
воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и
формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и
влиянию на общее развитие ребёнка театрализованной деятельности по праву
принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Педагогическая
целесообразность театрализованной деятельности заключается в возможности
средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои
психические, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей
культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально –
эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть
более успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей
является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной
задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в
общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия
этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в
общении.
Занятия
театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире
и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,
связанные с нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных
качеств. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей. В процессе работы над образом происходит становление личности ребёнка; развиваются символическое
мышление и двигательный эмоциональный контроль; усваиваются социальные нормы
поведения; формируются высшие произвольные психические функции.
Театрализованная деятельность -
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребёнка.
Синтетическая
природа театра действует комплексно. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными
сюжетами. Дети вживаются в происходящее, переживая и разочарование, и торжество
справедливости. Эмоциональный подъём обостряет внимание, интуицию, пробуждает
фантазию, способность запомнить, усилить в своём воображении происходящие
события – даёт толчок развитию творческих способностей. Влияние оказывают
выразительные средства сценической игры и художественное оформление: костюмы,
музыка, используемая в спектаклях, декорации. Театрализованная деятельность
позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица
какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность,
застенчивость.
В
процессе наблюдения за деятельностью детей младшей группы были выявлены
следующие показатели:
Дети
недостаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы;
Имеют
скудный словарный запас;
Не
умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Определение
уровня развития театрализованных навыков и умений детей были проведены по
методике Сорокиной Н. Ф.
В
ходе этой методики были выявлены следующие показатели: эмоциональное развитие
детей, творческие способности детей, артистические способности детей.
Эмоциональное
развитие детей было выявлено у 30 % детей, творческие способности проявились у
45 % детей; артистические способности показала 25 % детей.
Малыши
с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их
движения, голоса. В младшей группе уделяю большое внимание отражению сказочных
образов животных, анализирую характер движения, интонации: летит большая и
маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на
землю. Предлагаю детям игрушки, атрибуты
для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др.,
добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу
индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание
играть небольшие роли.
Положительная
динамика результатов диагностики музыкальных и артистических способностей детей
позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии театрализованной деятельности
на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Работа
по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические
задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи,
интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети
раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате
успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что
помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной
деятельности.
Театрализованная
деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к
творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека
Комментариев нет:
Отправить комментарий