Архипова Оксана Ивановна.
Учитель-логопед.
структурное подразделение «Детский сад
«Центр
коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г.
Новокуйбышевска
«Использование интеллект
- карт в работе с детьми с ОВЗ»
Сегодня остро стоит проблема поворота системы
образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению
жизненных задач. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства и подчёркивает необходимость поиска новых средств, а
именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе
технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению
дошкольниками интегративных качеств личности.
Цель современного дошкольного образования не только вложить в ребёнка
необходимые навыки и умения, но и
воспитать в нём гармоничную личность через собственную деятельность, развитие
универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и
их личности через различные виды деятельности.
Особенности детей с ОНР
определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких
образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие
таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно
использовать технологии развивающего обучения.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января
2014 года, подробно и много говорится о развитии ребенка. И, следовательно,
технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной
мере отвечают требованиям нового стандарта.
К технологиям развивающего обучения
можно отнести метод использования интеллект - карт. Интеллект - карты – это
уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством
методики является задействование в процессе усвоения информация обоих полушарий
головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа
и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетического), так и в
словесной форме (ключевые слова).
При построении интеллект - карт идеи
становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними;
метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.
Метод интеллект – карты может быть
использован во всех направлениях логопедической работы, в том числе и в процессе
развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Метод интеллект- карт был разработан английским
психологом Тони Бьюзен и используется в разных сферах человеческой
деятельности, а также и в образовании. .
Опираясь на педагогическую технологию, разработанную кандидатом
педагогических наук, доцентом В.М.Акименко, мы решили адаптировать
использование метода интеллект -
карт в работе с детьми с тяжёлыми
нарушениями речи Мы считаем, что этот
метод позволяет сформировать интегративные качества личности дошкольников и
решать коррекционно - образовательные задачи:
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
Закрепление
и обобщение материала.
Развитие
связной речи.
Составленная интеллект
- карта помогает детям подробно раскрыть всю полученную информацию, так как
особая сложность для детей с ОНР при составлении описательного рассказа
- определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных
представлений. Дошкольников с помощью интеллект - карты учат описывать
игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы,
явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет
сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях
описательного рассказа.
Таким образом, наглядная модель
интеллект - карты выступает в роли плана, обеспечивающего связность и
последовательность рассказов ребенка.
Неотъемлемой и значимой частью работы по использованию
метода интеллект - карты в процессе развития связной речи детей является тесное
и систематическое взаимодействие с родителями.
Применение метода интеллект - карты
существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет
успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Этот метод дает возможность
успешно развивать у детей все
интегративные качества личности, познавательные процессы, оптимизировать
процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать
словесно-логическое мышление.
В целом, работа с интеллект – картой это своего рода творческий процесс,
многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал. Применение
этого метода повышает интерес
детей к связным высказываниям и позволяет добиться положительных результатов в
коррекции речи дошкольников с ОНР.
Таким образом, применение метода
интеллект - карт:
·
обучает способам работы с информацией,
·
развивает коммуникативные навыки,
·
формирует личность, способную самостоятельно обучаться
Метод интеллект - карт позволяет развивать не только речь, но и
формируют такие универсальные учебные действия, как:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и
несущественных);
- синтез
как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих компонентов;
-
установление причинно - следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так у них
преимущественно развито наглядно -
действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные
задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что знания, полученные
на таких занятиях, запомнятся надолго, и
эти знания дети с удовольствием в дальнейшем будут использовать. Во время
составления интеллект - карты детская активность, познавательный интерес очень
высоки, что повышает уровень усвоения материала.
Данный материал может быть
использован учителями-логопедами, воспитателями, а также родителями.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет
осуществлять интеграцию областей: социально -
коммуникативное развитие, познавательное
и речевое развитие. Методика является эффективной, так как на всех
этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что
способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих
способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В
результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать
информацию, но и оперативно с ней работать.
. Так же этот метод ценен
тем, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний,
накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
интеллект карты 2 from rcnovo
Комментариев нет:
Отправить комментарий