вторник, 30 августа 2016 г.

«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ»


Архипова Оксана Ивановна.
Учитель-логопед.
структурное подразделение «Детский сад
 «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ»

Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства и подчёркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности. 

Цель современного дошкольного образования не только вложить в ребёнка необходимые  навыки и умения, но и воспитать в нём гармоничную личность через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Особенности детей  с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января 2014 года, подробно и много говорится о развитии ребенка. И, следовательно, технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной мере отвечают требованиям нового стандарта.
К технологиям развивающего обучения можно отнести метод использования интеллект - карт. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информация обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетического), так и в словесной форме (ключевые слова).
При построении интеллект - карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое  целое.
Метод интеллект – карты может быть использован во всех направлениях логопедической работы, в том числе и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Метод интеллект- карт был разработан английским психологом Тони Бьюзен и используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. . 
Опираясь на педагогическую технологию, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом В.М.Акименко, мы решили адаптировать использование  метода интеллект - карт  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи  Мы считаем, что этот метод позволяет сформировать интегративные качества личности дошкольников и решать коррекционно - образовательные задачи:
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:
*      Закрепление и обобщение материала.
*      Развитие связной речи.
         Составленная интеллект - карта помогает детям подробно раскрыть всю полученную информацию,  так как  особая сложность для детей с ОНР при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных представлений.  Дошкольников  с помощью интеллект - карты учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного рассказа.
Таким образом, наглядная модель интеллект - карты выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 
Неотъемлемой и значимой частью работы по использованию метода интеллект - карты в процессе развития связной речи детей является тесное и систематическое взаимодействие с родителями.
Применение метода интеллект - карты существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Этот метод дает возможность успешно развивать у детей все  интегративные качества личности, познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
В целом, работа с интеллект –  картой это своего рода творческий процесс, многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал.  Применение  этого метода  повышает интерес детей к связным высказываниям и позволяет добиться положительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.
Таким образом, применение метода интеллект - карт:
·         обучает способам работы с информацией,
·         развивает коммуникативные навыки,
·         формирует личность, способную самостоятельно обучаться
Метод интеллект - карт позволяет развивать не только речь, но и формируют  такие универсальные  учебные действия, как:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так у них преимущественно  развито наглядно - действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что знания, полученные на таких занятиях,  запомнятся надолго, и эти знания дети с удовольствием в дальнейшем будут использовать. Во время составления интеллект - карты детская активность, познавательный интерес очень высоки, что повышает уровень усвоения материала.  
 Данный материал может быть использован учителями-логопедами, воспитателями, а также родителями.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное  и речевое развитие. Методика является эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
. Так же этот метод ценен тем, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий