среда, 31 августа 2016 г.

Комплекс упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, с использованием средств сказкотерапии

Григорьева Елена Олеговна
воспитатель
структурное подразделение «Детский сад
 «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска

Комплекс упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, с использованием средств сказкотерапии

Актуальность. Человеческое общество вне общения немыслимо. Общение - необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. От степени формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста зависит умственное развитие детей, готовность его к общению и в дальнейшем к восприятию школьной программы.

Коммуникативные отношения – это особые межличностные отношения, возникающие в результате взаимодействия со сверстниками, от их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.
Постановка проблемы. В специальной литературе имеется большой выбор различных методик формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами сказкотерапии, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОО. Вместе с тем, анализ литературы, позволил нам сделать вывод, что, несмотря на большое число исследований проблемы общения и формированию коммуникативных отношений детей, работ по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОО и последующего обучения в школе, крайне мало. При этом нами выявлены противоречия:
1) между возросшими требованиями, предъявляемыми в ДОО к коммуникативным отношениям детей среднего дошкольного возраста при переходе их в старшую группу и недостаточной разработанностью средств развития коммуникативных отношений в теории и практике воспитания ДОУ;
2) между невысокой эффективностью традиционных средств развития коммуникативных отношений дошкольников, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОО, и недостаточным вниманием исследователей к разработке подходов к развитию коммуникативных отношений с использованием возможностей сказкотерапии.
Влияние средств сказкотерапии на - информационный, аффективный, регуляционный компоненты развития коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста осуществляется в условиях определенным образом организованных упражнений, в ходе которых:
1) Используются привлекательные для детей среднего дошкольного возраста художественные произведения и последующие игровые упражнения, включающие совместный труд (дежурство по столовой, смена постельного белья, стирка салфеток, фартуков, кукольного белья, уборка во дворе участка группы и т.д.).
2) При выполнении упражнений учитывается специфика развития коммуникативных отношений у детей среднего дошкольного возраста. В частности, то, что в этом возрасте дети способны осваивать социально ценные формы поведения в отношениях с окружающими людьми и познаваемыми объектами, если эти отношения ассоциируются у них с притягательными образами и положительными эмоциональными переживаниями.
Основу методики использования сказочных сюжетов составляет следующая последовательность их обсуждения:
1.Воспитатель выделяет в сказке наиболее важные и привлекательные сюжеты.
2.Выделенные сюжеты зачитываются и пересказываются детям.
3.С детьми проводится беседа, в которой выявляется:
- какие герои понравились?
- почему?
4. Детям предлагается выразить или продемонстрировать понравившиеся им слова, поступки или отношения в действиях друг с другом (разбившись на пары или на тройки).
5. Результаты апробации такого поведения обсуждаются с детьми с точки зрения того, у кого что получилось или не получилось и оказание возможной помощи в достижении желаемого результата.
Результат. Проведенная работа показала, что у детей группы сформировалось умение анализировать сюжет, поступки главных героев, умение общаться в коллективе, умение поддерживать беседу и др. Разработанная нами методика оказала положительное влияние на формирование коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, для которых примером являлись сказки, игры, упражнения.
Кроме того, наблюдения во время исследования позволили дать рекомендации воспитателям групп с детьми среднего дошкольного возраста.
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В работе с детьми большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Вывод: разработанный комплекс упражнений позволит воспитателям целенаправленно и эффективно решать проблему развития коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, если:
- раскрыта специфика развития коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста;
- традиционное содержание работы по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста дополнено комплексом специальных упражнений способствующих повышению коммуникабельности, отзывчивости, сплочению коллектива;
- разработан и экспериментально апробирован комплекс специальных упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста с использованием средств сказкотерапии.
Теоретическая и практическая значимость проделанной работы заключается в возможности использовать данного комплекса специальных упражнений сказкотерапии для развития коммуникативных отношений в свете адаптации детей среднего дошкольного возраста к учебному и воспитательному процессу в ДОО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий