среда, 31 августа 2016 г.

Методическая разработка «Чудо-пуговицы»

Ямбарцева Оксана Владимировна
Воспитатель
ГБОУ ООШ № 17, с/п д/с «Центр раннего детства»

Методическая разработка «Чудо-пуговицы»

АКТУАЛЬНОСТЬ. Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно обернуть в пользу малыша.  И таким предметом может стать обыкновенная пуговица. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения. Работе с пуговицами присуще: вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых сюжетах; мобильность и компактность, то есть использование в удобной для ребенка среде: на ковре, за столом и т.п.; приспособленность, как для индивидуальной, так и для совместной (ребенок-взрослый или ребенок- ребенок) игры. Последнее важно, поскольку в старшем дошкольном возрасте определенную силу получает и соревновательный мотив. Пуговицы можно использовать на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления. Такая пуговичная математика очень нравится детям, и они постепенно начинают оперировать понятием множества. «Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно сортировать по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета. Пуговичный массаж для рук и ног - происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Формы работы на словотворчество: составление описательных рассказов о пуговицах; речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»; придумывание сказок и историй.

Постановка проблемы.
    В течение дошкольной жизни  ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Обучающие игры и игрушки стоят дорого, а для полноценного развития  воспитанников   играть в них нужно часто.
Работая в этом направлении,  мы  используем разнообразные предметы деятельность: народные игры, игры с прищепками, игры с крупами и зернами, шнуровки, игры с пуговицами.
Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно отправиться в страну «Занимательная математика», поиграть в сюжетно-ролевые игры, придумать интересную историю. Конечно, не надо забывать о правилах безопасности, работая с пуговицами.
Результаты. Практика использования продукта доказала его эффективность. Дети стали любознательными и доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям, ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу с взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются, стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже могут договориться и вместе решить проблему. У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно обратиться с просьбой, выразить благодарность.
Был реализован проект «Волшебные пуговки», создан сборник сказок  о пуговицах, собрана коллекция пуговиц, оформлена выставка поделок из пуговиц.
Изготовлены игры с пуговицами «Найди пару»,  «Чудесный мешочек», «Составь узор»,  «Подбери по цвету»,  «Угадай – ка»,  «Путешествие пуговки»,  «Сосчитай-ка»,  «Заплатки», «Пуговичное лото»,  «Пуговичная рыбалка», «Больше – меньше»,  «Пуговичные узоры»,  «Коврики», «Картинки из пуговиц».
Проведен мастер – класс для родителей « Развивающие игры с пуговицами».
Повысилась активность детей.
Коллекция пуговиц используется  в различных видах деятельности.
Вывод. Таким образом работа с пуговицами повышает уверенность в своих силах, знакомит с навыками релаксации, способствует развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия. Пуговицы являются своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка, помогают реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивают речь, коммуникативные умения, способствуют положительному эмоциональному настрою детей, позволяют продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи, помогают раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей. Пуговицы использую во всех видах деятельности: двигательной (дорожки здоровья), игровой (настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические), познавательной, изобразительной, речевой, познавательно-исследовательской(опыты),трудовой.
В связи с этим считаем целесообразным внедрение данного опыта в практическую деятельность педагогов для решения образовательных задач.





Комментариев нет:

Отправить комментарий