Учитель технологии,
ГБОУ ООШ №15 г.
Новокуйбышевска,
Бугаева Виктория Валентиновна
«Развитие
творческих способностей обучающихся через применение технологий
обработки природных и вторичных материалов»
Актуальность развития
творческих способностей обучающихся
обусловлена возрастающей ролью активизации творческой деятельности
личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику школы
новых педагогических технологий позволяющих формировать и развивать творческий
потенциал обучающихся.
Сегодня школа должна
формировать личность, которая
должна быть готова к освоению и внедрению в практику новых технологий,
позволяющих успешно решать задачи развития творческого потенциала в своей
будущей профессиональной жизни и в повседневности в быту. Подготовка такой личности должна
осуществляться в школе.
Развитие у
учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие
способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в
определенной области, практического опыта, интереса и делу.
Способности
творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их
соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и
обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять,
анализировать, комбинировать, находить связь.
Творческая
деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
1. Способности синтетические - это способность
произвести что-то помимо существующего,
это способность генерировать необычные, интересные идеи.
2. Второй тип способностей – аналитические,
под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и
оценивать.
3. Третий вид способностей обычно соотносится
с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое
применение - а это не что иное, как практические работы на уроках.
Помимо
традиционных видов художественной обработки материалов, как вышивание и вязание, придумывать и творить необычные и
индивидуальные вещи позволяют природные
материалы, так как они легко доступны
для обучающихся, и вторичные материалы,
приучающие заботиться о природе.
Проблема. На уроках технологии в средней школе я столкнулась с тем, что у обучающиеся отсутствует
внутренняя мотивация к деятельности или обучающиеся работают по шаблону
(выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию,
самосовершенствованию); бояться работать
самостоятельно и без помощи учителя. Видя
образец, выполненный учителем, в основном копируют не только действия, но и
работу, в большей массе своей,
не могут применить теорию на
практике и испытывают страх продолжать работу и добавить что-то от себя, получив результат не как у
всех.
Решать
данную проблему можно применяя в работе с обучающими упражнения на развитие
творческих способностей и выполняя
практические работы по обработке различных материалов. Конечно, проще всего купить готовый набор материалов, как правило, дорогими,
с готовой схемой, и
выполнить как на картинке, - ничего
плохого в этом нет. Я знакомлю обучающихся с техниками обработки
материалов доступными в повседневной жизни
и ни чего нам не стоящие, да еще позволяющие импровизировать, ошибаться,
«испортить» и переделать и получить результат – если долго мучиться, все равно получиться, -
как девиз повторяем вместе. Обучающие учатся разрабатывать эскиз своей работы из предложенных элементов, самостоятельно работать по
технологическим картам,
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, а
с готовым изделием участвовать в выставках, поднимая свою
самооценку и приобретая уверенность в своих силах и способностях.
Результат: Практика
использования продукта доказала его эффективность в достижениях обучающихся на областных и городских выставках - работы обучающихся занимают 1,2 и 3 места.
2016
г: 1 место в областном конкурсе
новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация
«Новогодняя елка»
1 место в областном конкурсе
новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ
года»
1 место
в областном конкурсе детского творчества
«Зеркало природы»,
2 место в
областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
3 место в региональном этапе
Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
2015 год: 1 место
в областном конкурсе новогодних и рождественских
композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ года»
1 место в областном конкурсе
детского творчества «Зеркало природы»,
3 место в
региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая
планета».
2014: 1 место в областном конкурсе
новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ
года»
1 место в
областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» ,
номинация «Новогодняя елка»
1 место в
областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
2013
Гран-при в областном конкурсе
детского творчества «Зеркало природы».
1 место
в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя
сказка», номинация «Новогодняя елка»
2 место в
региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
Дипломант
областного конкурса детско – юношеского творчества «Истории велики страницы».
2012 Гран-при
в областном конкурсе детского творчества «Зеркало
природы».
1 место в городском конкурсе творческих работ
«Экодизайн» в рамках IX городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2016
г.
1 место в городском конкурсе творческих работ
«Экодизайн» в рамках VIII городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2015
г.
1 место в городском конкурсе творческих работ
«Экодизайн» в рамках VI городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2013
г.
Победитель -
городского конкурса
«Новогодняя игрушка», 2016 г.
2 место
– в городском конкурсе «Новогодняя
игрушка», 2013 г.
Результатами деятельности учащихся
является приобретение новых знаний, умений, учащиеся производят самоконтроль и
самооценку. Комплексный подход к разработке изделия способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций
учащихся, их творческого потенциала.
Вывод. Развивать
творческие способности можно только в процессе практической работы. Сфера
использования методик и технологических карт на уроках технологии и на занятиях внеурочной
деятельности позволяет обучающимся фантазировать, развивать свои творческие способности
и учиться работать самостоятельно.
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и
счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и
спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот,
всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся
в тупик». А.С. Макаренко
Комментариев нет:
Отправить комментарий