понедельник, 29 августа 2016 г.

«Развитие творческих способностей обучающихся через применение технологий обработки природных и вторичных материалов»

Учитель  технологии,
ГБОУ ООШ №15 г. Новокуйбышевска,

Бугаева Виктория Валентиновна

«Развитие  творческих способностей обучающихся через применение технологий обработки природных и вторичных материалов»

Актуальность  развития творческих способностей обучающихся  обусловлена возрастающей ролью активизации творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику школы новых педагогических технологий позволяющих формировать и развивать творческий потенциал обучающихся.
Сегодня  школа должна  формировать  личность, которая должна быть готова к освоению и внедрению в практику новых технологий, позволяющих успешно решать задачи развития творческого потенциала в своей будущей профессиональной жизни и в повседневности  в быту. Подготовка такой личности должна осуществляться  в школе.
Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.
Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
 1. Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего,  это способность генерировать необычные, интересные идеи.
 2. Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
 3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение - а это не что иное, как практические работы на уроках.
Помимо традиционных видов художественной обработки материалов,  как вышивание и вязание,  придумывать и творить необычные и индивидуальные  вещи позволяют природные материалы, так как они  легко доступны для обучающихся,  и вторичные материалы, приучающие  заботиться о природе.
Проблема. На уроках технологии в средней школе  я столкнулась с тем, что у обучающиеся отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или обучающиеся работают по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); бояться  работать самостоятельно и  без помощи учителя. Видя образец, выполненный учителем, в основном копируют не только действия, но и работу, в большей массе своей,  не могут  применить теорию на практике и испытывают страх продолжать работу и добавить  что-то от себя, получив результат не как у всех.    
Решать данную проблему можно применяя в работе с обучающими упражнения на развитие творческих способностей  и выполняя практические работы по обработке различных материалов.   Конечно,  проще всего купить готовый набор материалов,  как правило,  дорогими,  с готовой схемой,  и выполнить  как на картинке, - ничего плохого в этом нет.   Я  знакомлю обучающихся с техниками обработки материалов доступными в повседневной жизни  и ни чего нам не стоящие, да еще позволяющие импровизировать, ошибаться, «испортить» и переделать и получить результат  – если долго мучиться, все равно получиться, - как девиз повторяем вместе. Обучающие учатся разрабатывать эскиз своей работы  из предложенных элементов, самостоятельно  работать по  технологическим  картам, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, а  с готовым  изделием  участвовать в выставках, поднимая свою самооценку и приобретая уверенность в своих силах и способностях. 
Результат: Практика использования продукта доказала его эффективность в достижениях обучающихся  на областных и городских выставках -  работы обучающихся занимают 1,2 и 3 места.
2016 г:    1 место  в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Новогодняя елка»
1 место  в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ года»
1 место в   областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
2 место в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
3 место  в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
 2015 год:    1 место  в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ года»
1 место  в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
3 место в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
 2014:   1 место  в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Символ года»
1 место в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» , номинация «Новогодняя елка»
1 место в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,
2013
Гран-при  в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы».
 1 место в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка», номинация «Новогодняя елка»
2 место в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».
Дипломант областного конкурса детско – юношеского творчества «Истории велики страницы».
2012     Гран-при  в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы».
 1 место  в городском конкурсе творческих работ «Экодизайн»  в рамках  IX городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2016 г.
1 место  в городском конкурсе творческих работ «Экодизайн»  в рамках  VIII городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2015 г.
1 место  в городском конкурсе творческих работ «Экодизайн»  в рамках  VI городского экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2013 г.
Победитель  -  городского конкурса «Новогодняя игрушка», 2016 г.
2 место – в городском  конкурсе «Новогодняя игрушка», 2013 г.

Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, учащиеся производят самоконтроль и самооценку. Комплексный подход к разработке изделия способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся, их творческого потенциала.

Вывод. Развивать творческие способности можно только в процессе практической работы. Сфера использования   методик  и технологических карт  на уроках технологии и на занятиях внеурочной деятельности позволяет обучающимся фантазировать, развивать  свои творческие  способности  и  учиться  работать самостоятельно.
 «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».     А.С. Макаренко


Комментариев нет:

Отправить комментарий