вторник, 30 августа 2016 г.

«Методическая разработка по формированию неречевых предпосылок письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Афанасьева Мария Владимировна,
ГБОУ ООШ №6 с/п д/с Ёжик»,
Учитель-логопед


«Методическая разработка по формированию неречевых предпосылок письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Актуальность. Своевременное формирование неречевых предпосылок письма является одной из важных задач в процессе коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи. Нельзя говорить о готовности к обучению письму, если у ребёнка недостаточно сформированы тонкокоординированные движения рук, зрительное восприятие, зрительно – моторные координации, зрительно – пространственное восприятие, зрительная память.

            В настоящее время установлено, что среди неуспевающих учащихся ООШ  немалую часть, а именно одну треть, составляют дети с несформированными неречевыми предпосылками письма.
            В методиках по подготовке к обучению письму, уделяется большое внимание формированию речевых предпосылок, но практически без внимания остаются неречевые предпосылки, при недостаточной сформированности которых будет затруднено овладение буквой.
            Таким образом, недостаточная разработанность многих вопросов определило выбор образовательного продукта и его актуальность: «Методическая разработка по формированию неречевых предпосылок письма у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи».
            Проблема исследования: подготовка к обучению письму дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработка наиболее эффективных направлений коррекционно – логопедической работы по формированию неречевых предпосылок письма у дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
            В соответствии с целью были определены  задачи:
            – сформировать тонкокоординированные движения рук,
            – сформировать зрительное восприятие,
            – сформировать зрительно – моторные координации,
            – сформировать пространственные ориентировки,
            – сформировать зрительную память.
            К направлениям коррекционно – логопедической работы относятся:
            – формирование тонкокоординированных движений рук,
            – формирование зрительного восприятия,
            – формирование зрительно – моторных координаций,
            – формирование пространственных ориентировок,
            – формирование зрительной памяти.
Практическая ценность образовательного продукта заключается в том, что он может быть использован учителем – логопедом при проведении ежедневной коррекционной работы.
            Новизна образовательного продукта заключается в систематизации и обобщении материала коррекционно – логопедической работы по формированию неречевых предпосылок письма у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
 Данный образовательный продукт может быть использован учителем – логопедом при работе с детьми 6 – 7 лет жизни в непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС. Использование в работе данного образовательного продукта служит базой для успешного обучения ребёнка в детском саду и школе, а также даёт возможность эффективно и системно построить работу по подготовке детей к обучению письму.
Образовательный продукт представлен в виде методической разработке, которая содержит три этапа коррекционно – логопедической работы:
I этап – подготовительный – формирование неречевых предпосылок письма (октябрь – ноябрь – декабрь),
            II этап – основной – совершенствование неречевых предпосылок письма (январь – февраль – март),
            III этап – заключительный – закрепление навыка неречевых предпосылок письма (апрель – май – июнь).
            Методическая разработка состоит из заданий, для которых указываются: цель, оборудование, инструкция.
            Мы применили на практике данный образовательный продукт. Практика использования продукта доказала его эффективность. Так как, количественные и качественные результаты показали, что дети экспериментальной группы после внедрения образовательного продукта, подготовлены к обучению письму лучше, чем дети контрольной группы, у них выше уровень сформированности неречевых предпосылок письма.
Делая общий вывод, мы можем сказать, что реализация содержания данного образовательного продукта на практике в значительной мере расширяет возможности традиционного логопедического воздействия и помогает проведению непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС

Комментариев нет:

Отправить комментарий