среда, 31 августа 2016 г.

Воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников средствами традиционной русской культуры

Драгунова Екатерина Александровна
Воспитатель
ГБОУ ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Колокольчик»

 Воспитание  гражданственности  и патриотизма  у  дошкольников  средствами  традиционной  русской  культуры

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
 заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
 на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться
 о воспитании у своих детей чувства
 безграничной любви к Родине».

Актуальность  данной  проблемы. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
 Проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей  к истокам  русской  народной  культуры.
Постановка проблемы. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Знакомство дошкольников с культурными истоками своей страны становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала. В детском саду  проводилась диагностика о знаниях русской культуры и национальных традициях. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.
Чтобы это избежать, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Я разработала  следующие педагогические продукты:
1.      Музыкальное развлечение «Русские посиделки»
2.      Тексты  малоизвестных русских народных и авторских песен
3.      Сценарно-режиссерская разработка «Богатырские забавы»
Результаты.  Практика использования продукта доказала его эффективность. У детей дошкольного возраста  заложены  основы патриотического воспитания,  привита  любовь  к  Родине. Дети  приобщены  к общечеловеческим нравственным ценностям, сформировано  чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;  представление о России как о родной стране; умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Дети  с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины.  Детям привито чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев, дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в исполнении сказок. Произошло взаимопонимание между родителями и педагогом, благодаря совместной работе детей и родителей.

Вывод.  Практическая значимость данного продукта многогранна. Его могут использовать  воспитатели, музыкальные руководители, родители, методисты любого образовательного учреждения дошкольного образования, так как в нем учитываются специфика   дошкольного возраста, традиции и культура русского народа, малоизвестные тексты русских народных  и авторских песен. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий