Драгунова
Екатерина Александровна
Воспитатель
ГБОУ
ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Колокольчик»
Воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников средствами традиционной русской культуры
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над
землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на
протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться
о воспитании
у своих детей чувства
безграничной любви к Родине».
Актуальность данной
проблемы. В современных условиях, когда
происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных
направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое
воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким
вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно
по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство
своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать
себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом
раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к
окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к
своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный
возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности
для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство
патриотизма.
Проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых
насущных в педагогической науке современного российского общества. В настоящее время одной из острейших проблем является
воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь
начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,
своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные
ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
В качестве основных средств воспитания народная
педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,
поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и
обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и
зла, нормы общения и человеческих отношений, благодаря им, раскрываются
эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Работая с детьми, серьёзно
задумываешься над проблемой приобщения детей к
истокам русской народной культуры.
Постановка проблемы. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный
путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений
и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая
начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Знакомство дошкольников с культурными истоками своей
страны становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем
раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в
дальнейшем ее уровень. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная
задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших
этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий
необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании
патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные
особенности дошкольника и характер изучаемого материала. В детском
саду проводилась диагностика о знаниях русской культуры и
национальных традициях. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста,
испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций.
Не испытывают интерес к русским народным
сказкам, играм.
Чтобы это избежать, необходимо воспитывать патриотические
чувства, нравственные устои и
культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Я разработала
следующие педагогические продукты:
1.
Музыкальное развлечение «Русские посиделки»
2.
Тексты
малоизвестных русских народных и авторских песен
3.
Сценарно-режиссерская
разработка «Богатырские забавы»
Результаты. Практика использования продукта доказала
его эффективность. У детей дошкольного возраста заложены основы
патриотического воспитания, привита
любовь к Родине. Дети
приобщены к общечеловеческим
нравственным ценностям, сформировано чувство любви к родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; представление о России как о родной стране;
умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их,
обобщать; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Дети с чувством уважения стали относиться к
истории и культуре нашей Родины. Детям привито чувство собственного
достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев, дети стали
менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в исполнении сказок. Произошло
взаимопонимание между родителями и педагогом, благодаря совместной работе детей и родителей.
Вывод. Практическая значимость данного продукта
многогранна. Его могут использовать
воспитатели, музыкальные руководители, родители, методисты любого
образовательного учреждения дошкольного образования, так как в нем учитываются
специфика дошкольного возраста,
традиции и культура русского народа, малоизвестные тексты русских народных и авторских песен.
богатырские забавы from rcnovo
русские посиделки from rcnovo
тексты песен from rcnovo
Комментариев нет:
Отправить комментарий